О любви (продолжение)

Ранее…

Итак, теперь любой из моих читателей знает, как отличить настоящую любовь от ненастоящей :) Впрочем, знал он это и до того. Я уже говорил, образ любви, ее схема, растиражирована в чудовищных масштабах. В любом фильме обязательно есть любовная линия, и в каждом их них она построена по одной и той же схеме (даже в хорошем фильме, где все остальное крайне оригинально)… И все мы давно знаем, какая любовь нам нужна, как постоянный телезритель впитывающий рекламу знает, какую шоколадку ему жевать и какой кофе пить.

И все бы ничего, но… Этот образ любви сложился в 12 веке, и отражает ту реальность. Любовь построена по принципу вассальных отношений и отражает некие характерные черты феодального мышления. Завоевывать (покорять) сердце женщины — чувствуете — военная терминология. Служение даме — калька с служению сюзерену. Само слово «Дама» (Донна) обозначает «госпожа» (от лат. domina).

Но мир изменился, изменился контекст. Одним из главных достоинств любовника считается верность, так же как вассал должен быть верен своему господину… При этом часто забывают, что когда этот канон формировался, виланки не считались женщинами, на которых распространяется куртуазные отношения, и, поэтому рыцарь мог спать с горничной не уронив себя в глазах света, своей дамы, и главное, в своих собственных глазах. Это отнюдь не препятствовало платонической и возвышенной любви к недоступной даме, более того, делало такую любовь возможной:)

Исходя из канона, мужчина должен подчиняться даме, исполнять ее прихоти. Раньше, когда мужчины жестко доминировали в отношениях, такой подход давал женщине ту частичку власти, которой им так не доставало. Сейчас же, когда женщины стали гораздо свободнее, а подчинение даме (проистекающее из куртуазного) стало почти поголовным, внутренняя потребность у женщины стала прямо противоположной — они ищут мужчину, который сильнее их. И это очередное отличие современной реальности от куртуазной модели.

Таких отличий черезвычайно много. И проблема в том, что они неосознанны. Женщина хочет куртуазного отношения, а подчиняющийся мужчина ей не интересен, в результате возникает распространенный тезис, что в мире не осталось настоящих мужчин :) И другие несоответствия… Моногамное мировоззрение, закрепленное в христианстве приводит к своим парадоксам. Ревность, несчастливые браки, невозможность найти свою половинку (еще один миф античности — Андрогины. Миф, абсурдный по своей структуре, но вошедший в мировоззрение так прочно, что проявляется в повседневном языке — пожалуй самый распространенный источник душевной боли современного человека), одиночество (вдумайтесь, одиночество в мире, в котором живет 6 миллиардов людей), гибель любви, обрывки цепей, ржавеющих в сердце… Всего этого можно избежать, если осознавать, что то, что мы понимаем под любовью — только схема, и может к нашей собственной, уникальной, прекрасной и неповторимой любви не иметь никакого отношения.

Вот тут стоп!:)
Подождите высказывать массу эмоциональных мыслей о том как я не прав, с чрезмерным пафосом — руки прочь от любви :)

Я вовсе не призываю отказаться от любви куртуазной. Более того, этот тип любви мне самому очень близок, я восхищаюсь этим типом любви. Думаю, именно благодаря этому восхищению судьба и привела меня в среду, где куртуазные отношения более естественны, чем где бы то ни было в современном мире. Знаете, что мне так нравится в любви куртуазной? Ее эстетика. Красота того мира, что создается этой любовью. Красота отношений, тонкие переливы эмоций, изысканные кружева чувств, утонченность восприятия.

Но при этом я понимаю, и что не менее важно, принимаю, что этот тип любви не единственен. Я всегда был склонен к приятию самых разных культур, проникновению в них восхищению ими. И, зная, что в куртуазной любви есть красота, я знаю, что красота есть и в других видах любви. Иногда странная и экзотическая, иногда пугающая, иногда завораживающая…

Согласно плещут весла нашей барки.
По Нилу вниз плыву с вязанкой тростника.
В Мемфис хочу поспеть и богу Пта взмолиться:
Любимую дай мне сегодня ночью!

Река — вино!
Бог Пта — ее тростник,
Растений водяных листы — богиня Сехмет,
Бутоны их — богиня Иарит, бог Нефертум — цветок

Блистая красотой, ликует Золотая,
И на земле светло. Вдали Мемфис,
Как чаша с померанцами, поставлен
Рукою бога.

Это любимый мною Древний Египет.

Меня смущает прелесть водоема.
Как лотос нераскрывшийся, уста
Сестры моей, а груди — померанцы.
Нет сил разжать объятья этих рук.

Ее точеный лоб меня пленил,
подобно западне их кипариса.
Приманкой были кудри.
И я, как дикий гусь, попал в ловушку.

Там же… Тогда же…

А это — Китай. Холодная ночь на женской половине.

Вот полночь уже.
Постель моя холодна.
Я сплю без него,
и нет даже сил привстать.

Душистый огонь
в курильнице отгорел,
И слезы в платке
застыли прозрачным льдом.

Боясь потерять
и тень, что всегда со мной,
Я всю эту ночь
не буду гасить фонарь.

А это — сами знаете откуда:

Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись,- и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?
О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.
Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью!
Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти.
Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои — как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных.
Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его.
Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе.
Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!

Вот такая она, другая любовь. А есть еще и еще другая, о которой никто не рассказал. А возможно никто и не испытывал до этого. Только ваша, персональная, вне правил Каппелана и Овидия. Уникальная и прекрасная.

Открытое сердце позволяет чувствовать эту красоту, жить так, как хочет сердце, следовать путем любви, а не вдоль тонкой пунктирной линии нарисованной на тысячелетней карте, линией, на которой написанно «fine amour», и которой вот уж как несколько столетий местами ничего не соответствует.

Продолжение следует…

О любви (продолжение): 26 комментариев

  1. И в третий раз закинул старик невод в море.
    И в эннный раз спрошу я тебя: зафиХХХХХХ?

    Я чесслово не могу понять одного:
    ЗАЧЕМ???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

    Неужели тебе не понятно, что тех которые думают иначе, тебе не переубедить. А еси ты что-то для себя понял, то необязательно кричать об этом на весь ЖЖ.

    • Полин.

      Зачем ты пишешь в ЖЖ?

      Я хочу это написать. И я это пишу.

      Смирись с этим. Тебе ведь меня тоже не переубедить…

      И чего ты так нервничаешь-то? :)

      И в чем я по твоему убеждаю?

      И с чем ты споришь-то — непонятно.

      • Видимо как и все страдаю эксгибиционизмом :)
        Что так не нервничаю? Чесно?
        Я не нервничаю, я не понимаю. ЗАЧЕМ ОБ ЭТОМ ПИСАТЬ.

        • Ты как-то очень громко это непонимаешь :)

          Почитай отзывы к предыдущим частям. Многим оказалось полезным.

          Вообще вопрос зачем для меня не актуален.

          Ты еще спроси, зачем я фотографирую.

          Хочу!

          • Я вообще существо черезвычайно громкое и шумное.. ;) ну ты понимаешь, о чем я :))

            А фотографируешь ты потому как талант к этому есть :)

          • Так и к этому есть, Полинка :)

            И к любви, и к способности осмыслять…

        • Девушка, а вы не думали, что ваша точка зрения не единственно верная? Вы комменты ниже почитайте и сделайте выводы, если, конечно, умеете не только кричать;)

    • Извините, что я встреваю. Но я вот вчера читала эти и предыдущие размышления — и мне было так тепло на душе, как бывает, когда читаешь какого-то писателя и думаешь: «надо же, как он здорово написано! Я чувствую очень похоже, а написать так не могу». И если хоть одному человеку тепло от таких записей, то уже, наверное, стоит об этом писать.
      Спасибо, Сирано.

  2. сразу очень много мыслей родилось.
    так и сижу сама себе тезисы бросаю и опровергаю их и спорю. один другого нелепее… откуда только такие ассоцииации. все вроде так ясно написано.За что и спасибо!

  3. а нет ли здесь противоречия?

    В постулатах куртуазной любви (Вы об этом писали раньше) говориться о том, что между состоящими в браке любовь невозможна (видимо, именно куртуазная любовь). Тогда куртуазная любовь, и подчиненная позиция мужчины по отношению к женщине, и не может вести к построению семьи. Если продолжать эту цепочку дальше, то построение куртуазной любви по всем правилам и должно приводить к невосприятию женщиной ухаживающего за ней мужчины как кандитата в мужья.

    Но, кстати говоря, та же самая куртуазная любовь ставила мужчину в позицию Защитника, а это автоматически подразумевает определенную мужественность, не так ли?

    Может, дело не совсем в этом? Может, в том, что пресловутое равенство полов, декларируемое обществом, приводит к старательному игнорированию различий (в данном случае важны скорее психологические особенности, физические так легко не игнорируются), которые заложены в нас природой? Причем чем выше культурный уровень, тем более «бесполыми» становятся люди?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.